г) ближайшие (в течение месяца, недели);
д) рабочие (на занятии, при конкретном задании).
2. По методам формирования и поддержания установки на достижение успеха:
а) развитие здорового спортивного честолюбия;
б) развитие максималистских установок;
в) афиширование успехов в печати, по радио, телевидению.
3. По видам возможных поощрений:
а) сборы, соревнования, поездки;
б) грамоты, значки, звания;
в) призы, спортивная форма, питание;
г) улучшение жилищных условий;
д) материальная помощь.
4. По видам совместных мероприятий для развития традиций команды:
а) контакты, встречи вне тренировок;
б) разучивание и использование песен, речитативов, ритуальных действий;
в) принятие коллективных решений.
5. По способам придания эмоциональности тренировочным занятиям:
а) спарринг-партнерство;
б) игры;
в) музыка;
г) методическое разнообразие.
6. По особенностям, присущим личности тренера:
а) оптимизм;
б) энтузиазм (фанатизм);
в) умение общаться в быту, в трудных условиях, во время тренировочных соревнований;
г) умение подавать положительный пример;
д) вера в учеников;
е) требовательно - уважительное отношение к спортсменам [9].
Американский психолог Б. Дж. Кретти среди мотивов, побуждающих заниматься спортом, выделяет:
1) стремление к стрессу и его преодоление; он отмечает, что бороться, чтобы преодолеть препятствия, подвергать себя воздействию стресса, изменять обстоятельства и добиваться успеха - это один из сильнейших мотивов спортивной деятельности;
2) стремление к совершенству;
3) повышение социального статуса;
4) потребность быть членом спортивной команды, группы, частью коллектива;
5) получение материальных поощрений [23].
Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. выделяют следующие мотивы спортивной деятельности [7]:
I. Непосредственные мотивы спортивной деятельности
1.потребность в чувстве удовлетворения от проявления мышечной активности;
2.потребность в эстетическом наслаждении собственной красотой, силой, выносливостью, быстротой, гибкостью, ловкостью;
3.стремление проявить себя в трудных, даже экстремальных ситуациях;
4.стремление добиться рекордных результатов, доказать свое спортивное мастерство и добиться победы;
5.потребность в самовыражении, самоутверждении, стремление к общественному признанию, славе.
II. Опосредованные мотивы спортивной деятельности
1.стремление стать сильным, здоровым;
2.стремление через спортивную деятельность подготовить себя к практической жизни;
3.чувство долга;
4.потребность в занятиях спортом через осознание социальной важности спортивной деятельности.
Мотивы спортивной деятельности отличаются динамичностью проявлений. Действительно, в процессе длительных занятий спортом у одного и того же спортсмена наблюдается закономерная смена мотивов. А.Ц. Пуни на основании научно-практических исследований мотивов спортивной деятельности установил следующую динамику развития мотивов, побуждающих к занятиям спортом [35].
Начальная стадия занятия спортом. В этот период предпринимаются первые попытки включиться в спортивную деятельность. Побуждающие мотивы:
1) характеризуются диффузностью интересов к физическим упражнениям (подростки начинают обычно заниматься не одним, а несколькими видами спорта);
2) имеют непосредственный характер (занятия спортом нравятся, главная движущая сила – любовь к физической культуре);
3) связаны с условиями среды, благоприятствующими занятиям данным видом спорта (популярность вида по месту жительства, интерес окружающих людей);
4) часто включают в себя элементы долга (обязанность посещать уроки физической культуры, секции).
Стадия специализации в избранном виде спорта. На этой стадии мотивами являются:
5) развитие интереса к определенному виду спорта;
6) стремление развить обнаруженные способности к определенному виду спорта; стремление к закреплению успеха;
7) расширение специальных знаний, приобретение более высокой степени тренированности (выражается в стремлении к установлению личных рекордов – выполнение третьего разряда, второго, первого и т.д.).
Кроме того, спортивная деятельность становится потребностью (на фоне привыкания к физическим нагрузкам необходимость испытывать их входит в привычку).
Стадия спортивного мастерства. Здесь основные мотивы выражаются в стремлении:
Читайте также:
Причины возникновения фобий
1.
Нарушения вестибулярного аппарата. Вестибулярный аппарат – это орган, который отвечает за ориентацию в пространстве. У человека, который начинает страдать нарушениями вестибулярного аппарата, развивается неуверенность, которая в дальн ...
Виды общения
Выделяю следующие виды общения:
А) «Контакт масок» – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости и т. п.) – набор выражений лиц ...
Истоки истории психодиагностики
Необходимость испытывать и оценивать индивидуально-психологические особенности людей для решения разнообразных практических задач была осознана давно, на заре истории человечества. История древних цивилизаций представляет нам немало свиде ...
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...
Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...