В сущности, все личностное становление, утверждает Д.И. Фельдштейн, заключается в реализации индивидуально-социального (индивидуального освоения социального и индивидуального отторжения и воспроизводства социального) как выражения общего социального, присвоение которого проявляется в определенном уровне самосознания, самоопределения. «Социальное в его проявлении в индивидуальном – это своего рода, условно говоря, сублимация (процесс приобретения и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества) всеобщего социального в индивиде, то есть всего того, чего достигло человечество, – это система социально-психологических приобретений, которая характеризует их главного носителя – человека» [44]. И осуществление себя как личности, по словам Д.И. Фельдштейна, состоит в том, что человек имеет возможность, испытывает необходимость реализации этой сублимированной сущности, пропуская ее через себя, выступая ее владельцем, вырабатывая свою собственную позицию – индивидуализируясь. В процессе социального созревания осуществляется не только осознание, присвоение и реализация, с учетом индивидуальных особенностей, социальных норм, отношений и принципов, но и присвоение и реализация новой «самости» (нового уровня самосознания, самоопределения). Это, в свою очередь, по Д.И. Фельдштейну, позволяет индивиду не только воспроизводить в деятельности присвоенное им социальное, но и обеспечивает соответствующие возможности в этом воспроизводстве и формировании новой социальной позиции, а также возможности дальнейшего осуществления себя как действенного субъекта.
Итак, для Д.И. Фельдштейна самореализация личности заключается «в развертывании оптимальной способности воспроизводства способностей человеческого рода, развития этих способностей при потребности постоянно выходить за существующие пределы, разрывая возможности воспроизводства, достигая наиболее полного воплощения в индивидуальной форме своей родовой социальной сущности общественного существа» [44].
Возможно, главная цель развития личности – это более полная реализация человеком самого себя на основе своих потенциальных способностей и возможностей. Но процесс самореализации представляется нам не достижением определенной вершины – это, прежде всего бесконечный и динамичный процесс развития и совершенствования личности на протяжении всего жизненного пути, который невозможен без участия других людей, в полной изоляции и противопоставлении себя обществу.
Несмотря на устоявшееся представление о самореализации, значение понятия «удовлетворенность самореализацией» как основной характеристики ее успешности часто лишь предполагается как следствие из определения самореализации, но не операционализируется конкретно. По-другому, удовлетворенностью самореализацией, можно назвать субъективной оценкой достигнутой самореализации. Когда мы говорим о самореализации, как о реализации ценностей, мы предполагаем наличие некоторого объективного уровня реализации ценностей через соответствующие достижения личности. Вместе с объективным уровнем самореализации, существует и оценка самим человеком собственного уровня самореализации, которая, очевидно, может не совпадать с объективным уровнем, но, логично предположить, должна в большей или меньшей степени ему соответствовать.
Е.И. Головаха использует в данном контексте понятие «жизненная удовлетворенность». Автор пишет, что «жизненную удовлетворенность нельзя рассматривать только как одномоментное переживание полноты настоящего. В отличие от удовольствия, извлекаемого из текущей ситуации, удовлетворенность жизнью охватывает и прошлое, и будущее, то есть перспективу, которая нередко позволяет человеку ощутить высокое чувство жизненной удовлетворенности, даже тогда, когда он находится в бедственном положении» [8]. Таким образом, автор подчеркивает, что помимо ситуативного удовольствия, обусловленного достижением того или иного локального результата, существует удовольствие, определяемое человеческой жизнью в целом, зависящее не только от совокупности прошлых достижений, но и осознаваемого потенциала достижений.
Читайте также:
Психологическая манипуляция как вид психологического воздействия
Психологическим влиянием называют "воздействие на психическое состояние, чувства, мысли и поступки других людей с помощью исключительно психологических средств: вербальных, паралингвистических или невербальных" [62].
Многие авт ...
Психологические особенности воспитания ребенка со зрительной недостаточностью
Человек с момента своего рождения попадает в определенную жизненную среду и находится с ней в постоянном взаимодействии. Жизненная среда включает в себя довольно широкий спектр параметров, влияющих на психическое развитие человека. От общ ...
Теории личности
Проведение теоретических исследований в области психологии личности началось очень давно, и они имеют свою историю. По крайней мере, можно выделить три периода развития психологии личности: философско-литературный, клинический и экспериме ...
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...
Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...