Методы и средства исправления поведения осужденных

Информация » Характеристика основных разделов юридической психологии » Методы и средства исправления поведения осужденных

Страница 2

Некоторые из такого рода проблем возникают в работе по раскрытию и расследованию преступлений. Так, выдвижение и проверка обоснованных гипотез о мотивах совершенного преступления могут помочь в установлении и розыске преступника, а учет его личностных особенностей – успешному поведению отдельных следственных действий (допрос, очная ставка и др.).

Объем сведений о конкретном человеке должен быть достаточным для данной цели, но следует предостеречь от чрезмерного накопления материала, который нельзя использовать. Иными словами, информация должна быть не избыточной, но обязательно достоверной.

Сведения о личности можно получить различными путями: из материалов оперативно-розыскного характера, бесед с самим интересующим лицом, с его знакомыми и родственниками, наблюдением за его поведением, материалов уголовного дела и т.п.

Как для общей, так и для индивидуальной профилактики преступлений нужно всемерно использовать имеющиеся в местных ОВД и ФСБ учеты.

Эти и другие материалы (личные дела, картотеки, характеристики, результаты тестирований и пр.) могут использоваться как в индивидуальной работе, так и в обобщенном виде, в планировании и осуществлении профилактики правонарушений среди личного состава конкретного подразделения или обслуживаемого участка в целом. В процессе же аналитической работы, которая будет этому предшествовать, обобщенные за каждый год данные можно сопоставлять с тем, чтобы выявить наиболее существенные тенденции и изменения в характеристиках личности и поведении правонарушителей.

Как считает В.Л. Васильев, изучение личности осужденного к моменту его освобождения из ИТУ имеет большое значение для решения вопросов борьбы с рецидивной преступностью. С этой проблемой тесно связана проблема адаптации осужденного к условиям нормального существования в обычной среде на свободе. К сожалению, еще нередки случаи, когда лица, вышедшие из ИТУ, вновь совершают преступления. И здесь встает проблема доказательства исправления человека, которая не менее актуальна, чем проблема доказательства виновности.

Поэтому необходима психологическая подготовка осужденных к жизни в новых условиях, которая заключается в активизации их психики, настрое их чувств, привычек, психических состояний, в формировании установки вести себя подабающим образом в новых условиях. С помощью таких целенаправленных психических воздействий у осужденного складывается психологическая готовность жить в новых условиях, которая обеспечивает быстрое включение его в новую социальную среду и деятельность в ней без дополнительной затраты энергии на преодоление внутреннего сопротивления и напряжения.

Прежде всего, следует активизировать положительные качества личности, обращаясь к лучшим ее сторонам, напоминанием былых заслуг, активизацией позитивных установок, морально-политических и правовых чувств, выражением уверенности, что осужденный оправдывает доверие воспитателей и т.п. Это воздействие может быть как прямым - через психотерапевтические беседы с осужденным с совместным анализом причин его прошлых действий и поступков, так и косвенным – анализируется опыт других людей.

Всех освободившихся из мест лишения свободы условно можно разделить на три категории: 1) лица, вполне исправившиеся в период отбытия наказания; 2) лица с дефектами воспитания; 3) лица, не исправившиеся в процессе отбытия наказания.

Но для всех указанных категорий освободившихся процесс адаптации, вернее реадаптации, является сложным и трудным явлением в их жизни. Его успех зависит от трех групп

факторов.

К первой группе

относится личность самого освобожденного: его мировоззрение, черты характера, темперамент, интеллект, правосознание, мораль, нравственность, этика, специальность, трудовые навыки и т.д. Ко второй

– условия внешней среды, окружающей личность освобожденного: наличие жилья, прописки, семьи и взаимоотношения с трудовым коллективом, тактика работы милиции, которые осуществляют надзор. К третьей группефакторов относятся условия, в которых осужденный ИТУ находился и которые сказываются на его поведение в первые месяцы свободы: организация трудового процесса, структура коллектива осужденных, срок пребывания в ИТУ, учеба, воспитательное воздействие администрации и т.п.

Процесс адаптации освобожденных обычно длится около 1 года, но нередко завершается лишь к трем годам. Самое трудное время – период первых 3-6 месяцев. Именно в это время требуется наиболее и интенсивная работа по управлению процессом социальной адаптации освобожденных, строгий контроль за их поведением в быту, в общественных местах, за сферой их общения. Если освобожденный не устраивается на работу или после трудоустройства оставляет ее, не имеет постоянного места жительства или систематически его меняют, нарушают общественный порядок и правила общежития, это свидетельствует о том, что процесс социальной адаптации протекает неудовлетворительно и есть реальная почва для рецидива.

Страницы: 1 2 3

Читайте также:

Психологические особенности младших подростков
С точки зрения психофизического развития возраст 10— 12 лет называют предпубертатным. Переходное состояние перед кризисом характеризуется особой эмоциональностью. В этом возрасте преобладают ситуативно обусловленные эмоции, наиболее низка ...

Проблема развития коммуникативной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития
Одной из наиболее актуальных и важных проблем специальной психологии и педагогики является проблема воспитания и обучения детей с задержкой психического развития. Проблема ЗПР является важной не только для дефектологии, но и для общей пед ...

Социальные сети как трансформация подросткового интимного дневника
Важным аспектом подростковой жизни издавна были интимные дневники. Внутренний диалог и потребность зафиксировать события собственной жизни тесно связаны с развитием самосознания и ощущением некоего коммуникативного дефицита, когда, как пи ...

Популярное

Семья и ребенок

Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...

Стресс и его последствия

Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...

Меню сайта