Допрос – самый распространенный способ получения доказательств по делу и в то же время одно из самых сложных следственных действий, поскольку его проведение требует от следователя достаточно высокой профессиональной и психологической культуры, глубокого знания людей, их психологических особенностей, мастерского владения тактическими приемами допроса. Без всего арсенала этих качеств следователю вряд ли удастся получить достоверные показания и изобличить ложные. В целях объективного, полного и всестороннего расследования, получения адекватной информации о расследуемом событии следователь должен уметь осуществлять эффективную коммуникативную деятельность, умение общаться, знание приемов и методов манипулятивного воздействия на оппонента крайне необходимо следователю, поскольку его собеседники, как правило, или скрывают необходимую информацию, или умышленно ее искажают или же выдают ее в деформированном виде в силу определенного субъективных особенностей.
Этому аспекту следственных действий посвящено большое количество литературы. В последние годы вышло несколько тематических монографий: «Тактика и психологические основы допроса» (Кертес И., 1965), «Тактика допроса при расследовании преступлений» (Васильев А.Н., Карнеева Л.М., 1970) и «Тактика допроса при предварительном следсивии» (Карнеева Л.М., Ордынская С.С., Розенблит С.Я.) и др.
Средство или механизм межличностного общения, обеспечивающий его нормальное его протекание и продуктивность, называется «раппорт». Хороший раппорт с другим человеком создает подходящие условия для действенного обмена мыслями и мнениями. Умение общаться не ограничивается содержанием наших слов и жестами. Оно подразумевает более сложное и не всегда заметное взаимодействие. Временами раппорт устанавливает как бы сам собою, и формулу успеха в этих случаях мы могли бы назвать хорошим «сочетанием характеров»: вы просто мгновенно «находите общий язык» с человеком. Однако в следственной практике такие явления достаточно редки хотя бы потому, что следователь и обвиняемый обычно даже при сходстве характеров находятся по разные стороны «баррикад». Поэтому для следователя является весьма важным элементом его профессиональной деятельности умение общаться, причем делать это доверительно и очень профессионально. Искусство установки раппорта может стать прекрасным средством достижения профессиональной коммуникаций.
В чем смысл раппорта и каким образом он достигается?
Обычно нам нравятся те, кто похож на нас самих. С такими людьми проще ладить, то есть общаться более эффективно. В свою очередь, мы тоже нравимся этим людям – по той же причине. Таким образом, хороший раппорт подразумевает соответствие, подстройку, Те, кто пребывает в раппорте, склонны вести себя сходным образом. Секрет раппорта заключается в умений добиваться так называемой подстройки, которую можно осуществлять по нескольким параметрам:
· Физиология: поза и телодвижении;
· Голос: тон, темп речи и прочие характеристики;
· Язык и образ мышления: используемый словарь и соответствующая «система представления» (зрение, слух, ощущения);
· Убеждения и ценности: то, во что люди верят и что считают важным;
· Личный опыт: поиск общей основы в профессиональной деятельности и интересах;
· Дыхание: утонченное, но очень мощное средство подстройки.
Прежде, чем пытаться установить раппорт, необходимо четко помнить о том, сколь важно соблюдать такт и демонстрировать уважение к собеседнику, даже если он подозревается в совершении тяжкого преступления.
Итак, подстройка к физиологии основывается на том, что люди, которые хорошо ладят друг с другом, склонны при общений принимать похожие позы. Сходство проявляется не только в общей позе тела, но так же в жестах и манерах. Например, оба собеседника могут сидеть, откинувшись на стуле, либо скрестив ноги или руки. Такое подражание происходит совершенно естественно, и мы его почти не замечаем. Когда раппорт установлен, интересы собеседников сосредоточиваются друг на друге, а не на внешних признаках. Чтобы подстроиться к собеседнику, вы можете:
Читайте также:
Особенности воображения у детей с ОНР
Путь развития воображения можно представить как движение от конкретно-наглядного образа к понятию и через него к новому воображаемому образу. Уровень развития фантазии теснейшим образом связан с уровнем мышления и речи, которая обобщает п ...
Психологические особенности развития синдрома эмоционального «выгорания» в
профессиональной деятельности педагога
Психология здоровья как новое научное направление в нашей стране связано с началом 90-х годов XX века. Тема профессионального здоровья относится к числу первоочередных в общем перечне научных задач, поставленных перед психологией здоровья ...
Выводы
Проблема локуса контроля представляет широкий спектр ее изучения, разработки новых методов и методик работы, чем успешно и занимались как зарубежные психологи, так и отечественные. Проблема локуса контроля издавна изучалась под различными ...