Нестандартный, творческий характер труда юриста
проявляется в ситуациях, когда приходится иметь дело с разнообразными, нестандартными жизненными ситуациями, судьбами различных людей, требующими индивидуального, творческого подхода, внимательного изучения возникших правоотношений. Поэтому необходимо обладать знаниями из различных областей науки и техники, образования и культуры, иметь развитый интеллект, понимать индивидуально-психологические особенности людей, знать основные закономерности межличностного общения, группового поведения.
Процессуальная самостоятельность и персональная (для многих повышенная) ответственность юристов предусматривает независимость их деятельности.
Каждый следователь, судья или прокурор не должны зависеть от каких бы то ни было местных влияний, и при исполнении возложенных на них обязанностей подчиняются только закону. В ст. 127 УПК РСФСР указывается, что «при производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции от прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение». В этой же статье специально оговорены случаи, когда может не согласится с мнением прокурора, сохраняя за собой право принятия самостоятельного решения по вопросам, связанным с привлечением лица в качестве обвиняемого, квалификацией преступления, объемом обвинения, с направлением дела для предания обвиняемого суду или с прекращением дела. Отмечается, что «индивидуальность следственной работы подкрепляется процессуальной самостоятельностью следователя», которая налагает особый отпечаток ответственности на весь склад его психической деятельности.
Принципы самостоятельности, независимости и персональной ответственности являются основополагающими и в работе судьи, прокурора, руководителя того или иного органа юстиции. Особенно наглядно это отражено в ст. 16 УПК РСФСР о «независимости судей и подчинении их только закону».
Процессуальная самостоятельность следователя, прокурора, судьи предполагает высокий уровень ответственности. Сбалансированность этих сторон их профессиональной деятельности требует от них: высокого уровня профессиональной адаптации, личностной интеграции, социальной зрелости, нервно-психической и эмоционально-волевой устойчивости, развитого интеллекта, гибкого творческого мышления, смелости, решимости, уверенности в себе, способности брать на себя ответственность за принимаемые решения, настойчивости при высоком уровне самокритичности.
Приведенные выше особенности профессиональной деятельности юриста являются наиболее общими, базовыми, и не могут в полной мере отражать специфики многообразия и различных видов правоохранительной деятельности (расследование преступлений, психология допроса преступника и свидетеля, надзор за соблюдением законности, воспитательная работа с осужденными и т.п.), особенностей работы в судах и прокуратурах различного уровня и специализации (военная и транспортная, районная и областная).
Однако они являются основополагающими в подготовке будущих юристов и являются важными критериями для профессионального отбора.
Возникновение профессионального отбора связывают с появлением первого кабинета профориентации в Страсбурге в 1903 г. и бюро по выбору профессий в Бостоне (1908). В основу профотбора было положено соотнесение психологических характеристик человека с его будущей профессией.
Вопросам отбора людей на работу много внимания уделял директор психологической лаборатории Гарвардского университета профессор Г. Мюнстерберг – родоначальник психотехники (психологии труда),
в которой проблема профотбора занимала центральное место.
Под профотбором понимают процедуру изучения и оценки пригодности кандидата к овладению специальностью и успешному выполнению профессиональных обязанностей, как в обычных, так и экстремальных условиях трудовой деятельности.
Профотбор предусматривает наличие профессиональной пригодностиили наличие у кандидата комплекса знаний, умений и качеств, необходимых для выполнения профессиональной деятельности. Профпригодность
определяется, как личностными, так и деятельными переменными, взаимодействие которых приводит к успеху и отражается в эффективности профессиональной деятельности и удовлетворенности ею.
Выделяют 5 возможных моделей профотбора:
1) случайный выбор;
2) модель с испытательным сроком;
3) выбор, основанный на демографических данных;
4) отбор, основанный на комбинации переменных, являющихся в ряде профессий предикторами профессиональной успешности (общительность, решимость);
Читайте также:
Психологические особенности
личности дошкольника, значение взаимоотношений со сверстниками для развития
личностных качеств
Дошкольное детство коротко, но и в нем можно выделить периоды, характеризующиеся своеобразием развития детей. Возраст 3-5 лет справедливо называют средним дошкольным. Неустойчивость настроения, эмоциональная ранимость, конкретность и обра ...
Понятие о воображении, его видах, функциях, механизмах, физиологической
основе
Как субъект действия человек не только созерцает и познаёт, но и изменяет мир, преобразует природу, создаёт предметы, которых в ней нет. Но человек не смог бы всего этого совершить, если бы не представлял себе ясно результата своих действ ...
Невротические расстройства у детей с церебральными параличами
Помимо деформаций личности, возникающих в процессе формирования системы отношений на фоне резидуально - органического поражения центральной нервной системы, особых условий микросоциума, наиболее частыми личностными расстройствами, отмечаю ...