Основные отличия задатков от способностей заключается в следующем:
- задатки даны от рождения, а способности приобретаются в результате обучения;
- задатки в отличие от способностей не требуют включения активного компонента деятельности, с которой они функционально связаны;
- способности формируются лишь при активном участии человека в тех видах деятельности, к которым они относятся.
Задатки могут быть общими, специальными, центральными и периферическими, сенсорными и двигательными.
К общим задаткам
относятся те, которые касаются строения и функционирования организма человека в целом или его отдельных подсистем: нервной, эндокринной, ССС, ЖКТ и др. К специальным
относятся задатки, соотносимые с работой специализированных отделов головного мозга: информационного (зрительного, слухового, двигательного, обонятельного, осязательного и других) и мотивационного (сила и специфика эмоциональных процессов и потребностей организма). Центральные задатки
касаются анатомо-физиологического строения ЦНС и внутренних органов, а периферические- периферических отделов органов чувств. Сенсорные
связаны с процессами восприятия и переработки информации, а двигательныеотносятся к работе мышечного аппарата и управляющих им отделов ЦНС.
Чтобы задатки превратились в выраженные способности, необходимо с детства создавать условия для их формирования. Благоприятная социальная среда может ускорять процесс развития и проявления способностей, а неблагоприятная – замедлять их развитие, но в конечном итоге, если есть задатки, то и способности проявятся обязательно.
Учитывая присущий человеку гигантский генетический полиморфизм, задатки есть у каждого человека. Поэтому нет оснований делить людей на способных и неспособных. Каждый человек обладает специфической системой качеств, которые могут ему позволить раскрыть свой личностный потенциал и достичь высоких результатов в определенных видах деятельности.
Способности – это устойчивые свойства людей, которые определяют их успешность в различных видах деятельности.
Они не сводятся лишь к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивают их быстрое приобретение и эффективное использование на практике. Леонтьев выделил и описал следующие основные способности человека:
- общебиологические – наследственно закрепленные свойства организма в результате его биологического развития, выражающие природу его вида;
- специфические – отражают специфическую человеческую природу и являются продуктов общественно-исторического развития человечества;
- общечеловеческие или общие – определяются скоростью и качеством приобретаемых человеком знаний, умений и навыков
- специальные – это музыкальные, художественно-изобразительные, литературные, актерские, лингвистические, математические, организаторские и другие.
Выделяют и сугубо профессиональные способности. По Платонову это «совокупность достаточно стойких, хотя, конечно, и изменяющихся под влиянием воспитания, индивидуально-психологических качеств личности человека, которая на основе компенсации одних свойств личности другими определяет успешность обучения определенной трудовой деятельности, выполняя ее, и совершенствуясь в ней».
Читайте также:
Эриксон об идентичности
Из всех теорий психологии и психоанализа, появившихся во второй половине ХХ века, пожалуй, наибольшее признание и распространение получила теория психолога Э. Эриксона (1902- 1994). Это связано с тем, что его мысли о цельности личности, е ...
Понятие страха в современной детской психологии
Известный физиолог И.П. Павлов считал страх проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с легким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождае ...
Роль авторитета родителей в воспитании
Воспитание детей начинается с того возраста, когда никакие логические доказательства и предъявление общественных прав вообще невозможны, а между тем без авторитета невозможен воспитатель.
Смысл авторитета в том и заключается, что он не т ...
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...
Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...