Индивидуально-психологические особенности

Информация » Характеристика основных разделов юридической психологии » Индивидуально-психологические особенности

Страница 4

Основные отличия задатков от способностей заключается в следующем:

- задатки даны от рождения, а способности приобретаются в результате обучения;

- задатки в отличие от способностей не требуют включения активного компонента деятельности, с которой они функционально связаны;

- способности формируются лишь при активном участии человека в тех видах деятельности, к которым они относятся.

Задатки могут быть общими, специальными, центральными и периферическими, сенсорными и двигательными.

К общим задаткам

относятся те, которые касаются строения и функционирования организма человека в целом или его отдельных подсистем: нервной, эндокринной, ССС, ЖКТ и др. К специальным

относятся задатки, соотносимые с работой специализированных отделов головного мозга: информационного (зрительного, слухового, двигательного, обонятельного, осязательного и других) и мотивационного (сила и специфика эмоциональных процессов и потребностей организма). Центральные задатки

касаются анатомо-физиологического строения ЦНС и внутренних органов, а периферические- периферических отделов органов чувств. Сенсорные

связаны с процессами восприятия и переработки информации, а двигательныеотносятся к работе мышечного аппарата и управляющих им отделов ЦНС.

Чтобы задатки превратились в выраженные способности, необходимо с детства создавать условия для их формирования. Благоприятная социальная среда может ускорять процесс развития и проявления способностей, а неблагоприятная – замедлять их развитие, но в конечном итоге, если есть задатки, то и способности проявятся обязательно.

Учитывая присущий человеку гигантский генетический полиморфизм, задатки есть у каждого человека. Поэтому нет оснований делить людей на способных и неспособных. Каждый человек обладает специфической системой качеств, которые могут ему позволить раскрыть свой личностный потенциал и достичь высоких результатов в определенных видах деятельности.

Способности – это устойчивые свойства людей, которые определяют их успешность в различных видах деятельности.

Они не сводятся лишь к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивают их быстрое приобретение и эффективное использование на практике. Леонтьев выделил и описал следующие основные способности человека:

- общебиологические – наследственно закрепленные свойства организма в результате его биологического развития, выражающие природу его вида;

- специфические – отражают специфическую человеческую природу и являются продуктов общественно-исторического развития человечества;

- общечеловеческие или общие – определяются скоростью и качеством приобретаемых человеком знаний, умений и навыков

- специальные – это музыкальные, художественно-изобразительные, литературные, актерские, лингвистические, математические, организаторские и другие.

Выделяют и сугубо профессиональные способности. По Платонову это «совокупность достаточно стойких, хотя, конечно, и изменяющихся под влиянием воспитания, индивидуально-психологических качеств личности человека, которая на основе компенсации одних свойств личности другими определяет успешность обучения определенной трудовой деятельности, выполняя ее, и совершенствуясь в ней».

Страницы: 1 2 3 4 

Читайте также:

Особенности речевого развития младших школьников с нарушением интеллекта
Связная речь – наиболее сложная форма речевой деятельности. Она характеризуется особыми присущими только ей признаками. Связная речь носит характер систематического последовательного изложения. Связное сообщение представляет собой разверн ...

Реакция ребенка и его семьи на эпилепсию
Эпилепсия значительно влияет на психосоциальную функцию, развитие ребенка, а также на семью в целом. Больному ребенку часто трудно владеть собой и той ситуацией, в которой он оказывается. Его повседневная жизнь сильно осложняется нередко ...

Общие основы внимания
Все процессы познания, будь то восприятие или мышление, направлены на тот или иной объект, в них отражается то, что мы воспринимаем, то, думаем, то, что себе вспоминаем или представляем. Вместе с тем воспринимает не восприятие само по себ ...

Популярное

Семья и ребенок

Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...

Стресс и его последствия

Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...

Меню сайта