Малая группа – совокупность людей, взаимодействующих друг с другом определенным образом и осознающих свою принадлежность к данной группе. Эти люди считаются членами группы с точки зрения других членов этой группы. При этом каждый человек в группе оказывает влияние на других людей и сам находится под их влиянием.
Основные черты групп:
1) определенный способ взаимодействия;
2) чувство принадлежности к данной группе – осознание участниками группы себя как «мы»;
3) идентичность группы с точки зрения окружающих.
В социальной психологии выделяют следующие главные признаки группы:
- наличие установившихся отношений между людьми;
- осознание человеком своей принадлежности к данной группе;
- функционирование группового давления, которое побуждает человека к поведению в соответствии с принятыми группой нормами;
- изменение в поведении индивида, в мнениях, установках, обусловленное их принадлежностью к некоторой общности, и т.п.;
- сформированность внутренней организации (распределение обязанностей, статусов, личностных влияний и т.п.).
Также выделяют другие значимые характеристики малой группы:
1) существование общих целей;
2) продолжительность существования;
3) развитие групповой структуры и т.д.
По мнению М.Шоу, взаимодействие – наиболее существенный признак, который отличает группу от простого скопления людей.
Функции малой группы:
- социализация. В этом случае группа рассматривается как основной фактор, который позволяет людям выжить. Пример: в первобытнообщинном обществе участники группы разделяли роли – наблюдатель, руководитель, защитник группы и др., благодаря чему могли более эффективно защищаться, чем если бы делали все это поодиночке.
- инструментальные функции. В данном случае люди образуют инструментальные группы для осуществления какой-либо работы, с которой один человек не сможет справиться.
- функции психологической поддержки. Люди создают группы, чтобы уменьшить тревожные чувства. В стрессовых ситуациях люди стремятся объединиться, чтобы преодолеть отрицательные эмоции.
- экспрессивные функции. Целью данной группы является удовлетворение стремления участников группы к социальному одобрению, доверию и уважению.
- функции упорядочного взаимодействия.
Читайте также:
Требования к организации взаимодействия педагога с родителями
Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую ...
Отношение Фрейда с Карлом Г. Юнгом
Как и во всех других отношениях здесь обнаруживается та же динамика: великие надежды, огромный энтузиазм и разрыв. Здесь также прослеживается зависимость, но зависимость, где доминирующая личность зависит от тех, кто от неё зависим. Юнг а ...
Паника
Под групповым поведением людей в ЧС понимают поведение большинства лиц, входящих в группу и оказавшихся перед лицом внезапного и опасного происшествия или угрозы такого происшествия, которые затрагивают интересы всех людей. Это сопряжено ...
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...
Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...