Развитие речи в раннем детстве

Информация » Развитие речи в дошкольном возрасте » Развитие речи в раннем детстве

Страница 6

2. Слово как обобщение служит средством объединения многих предметов в группы, категории (синтез). Отвлекаясь от мелких, второстепенных, признаков (порой достаточно ярких, броских, например от цвета предмета), ребенок учится выделять и объединять разные явления на основе общности их существенных признаков. В двухлетнем возрасте он подбирает матрешки к матрешкам, шарики к шарикам и даже незнакомые тела — конусы — объединяет в одну группу. Его восприятие становится категориальным.

3. Обозначая не только предметы, но и связи, отношения, существующие между ними, слово служит средством восприятия окружающих предметов и явлений в их разнообразных взаимозависимостях (прежде всего пространственных, затем функциональных, причинных, целевых). Поиски этих отношений, их установление позволяют ребенку ставить вопросы, выражать короткими предложениями эти отношения: «Мишка там лежит, в ящике» (2 г. 4 мес.), «Киска на пол прыгнула», «Мама дома, вот хорошо как». Направленность на раскрытие связей является необходимым условием развития детского мышления.

4. Освоение языка изменяет действия ребенка. Обозначенная словом, цель придает действию четкую направленность и разумность. Действия ребенка на третьем году жизни становятся нацеленными и приобретают произвольный характер.

5. Взрослый формулирует словами правила поведения. Среди них особую роль играют требования «надо», «нельзя», «можно». Постоянное деловое подкрепление каждого такого слова-сигнала обеспечивает воспитателю возможность управлять поведением ребенка. Обобщающий характер таких сигналов открывает широкие возможности для развития у ребенка саморегуляции и самостоятельности поведения.

6. В речи взрослый выражает свою оценку, отношение к чему-то. Такой оценкой он подкрепляет требования к поведению ребенка. Слова «хорошо», «молодец», «красиво», «плохо» становятся основой тех моральных оценок, из которых у ребенка в дальнейшем формируются первоначальные моральные представления, а позже понятия. Они лежат и в основе формирующегося у ребенка отношения к окружающему.

7. Благодаря слову ребенок познает самого себя. Практические действия помогали ему узнавать себя как деятеля, раскрывали возможности что-то делать и сделать. Освоение речи привело к дальнейшему развитию самосознания ребенка. В конце второго года ребенок часто говорит о себе в третьем лице: «Коля хороший», «Ляля больше не будет плакать». Сначала он узнает себя через имя, позже, осваивая личное местоимение «я», ребенок начинает воспринимать себя как субъекта действий. Это открывает ему широкие возможности для сравнения себя с другими, для самооценки, самоконтроля.

8. Освоение речи, вносит существенные изменения во всю деятельность ребенка. Вместо манипулятивных, хаотических и шаблонных действий с предметами (постройка башни из кубиков по образцу, бросание мяча или катание автомобильчика) ребенок осваивает игру и первые формы практического мышления. Освоение речи помогает ребенку установить контакт и наладить совместные действия с другими детьми, овладеть разными видами занятий: заучиванием стихов, слушанием, пением, дидактическими играми.

Особенно обогащается содержание общения ребенка со взрослыми, формы общения становятся все более разнообразными: это беседы и вопросы, рассуждения и слушание, споры и действия по инструкции. Изменяется и отношение ребенка ко взрослому. Если преддошкольник воспринимает взрослых, прежде всего «потребительски» (взрослый накормит, приласкает, облегчит боль), то в начале дошкольного возраста взрослый все больше становится для детей руководителем их действия, ведь он все знает, все умеет. Общение со взрослым вызывает у ребенка большое познавательное и эмоциональное удовлетворение, становясь постепенно его важнейшей социальной потребностью.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Читайте также:

Постнатальный период развития
Рассматривая постнатальный период, можно отметить, что здесь в генезе повреждений ЦНС играют наибольшую роль нейроинфекции. Наши собственные наблюдения над детьми раннего возраста, ретроспективный анализ акушерского анамнеза и анамнеза ж ...

Гениальность
«Гениальность - это высшая степень, какой может достигать человеческая способность. В мысли, рожденной вдохновением гения, есть что-то непомерное, экстраординарное - этим и отличаются его творения. Но когда он не одержим вдохновением, он ...

Экстраверсия/Интроверсия
Первый тип (суперфактор), выделенный Айзенком, носит название экстраверсия/интроверсия. Термин "экстраверсия", вместе с противоположным ему термином "интроверсия", имеет неодинаковое значение у разных теоретиков. Скаже ...

Популярное

Семья и ребенок

Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...

Стресс и его последствия

Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...

Меню сайта