Психолого-педагогические методики нравственного воспитания подростков

Информация » Психологические механизмы выработки у школьников нравственных ценностей » Психолого-педагогические методики нравственного воспитания подростков

Страница 2

Хороший материал для изучения индивидуальности учащихся и включения их в воспитательный процесс дают следующие методики:

- недописанного тезиса (предложения, рассказа, сочинения .). Например, «Хорошая жизнь — это .», «Принципиальный человек всегда .», «Чтобы иметь друзей, надо .», «Нельзя позволять унижать себя, ибо .», «Когда я вижу недостатки человека, то я .», «Я не согласен с тем, что говорят, будто .» и др.;

- «тезис и мнение по нему». Например, «Гордый человек — это всегда скромный человек», «Чтобы воспитать счастливого человека, надо «приготовлять его не для счастья, а к труду жизни» (К.Д. Ушинский), «Горе — учитель мудрых» и др.;

- «альтернативный тезис» типа «Дисциплина — это свобода. Дисциплина — это неволя»; «Друзей должна быть очень много. Друзей должно быть мало (один-два), но .верных»; «Учит жизни не книга, а опыт. Учит жизни не опыт, а книга» и др.;

- «метод ранжирования» (расстановки в порядке очередности по степени личностной значимости). Например, перечень качеств человека: вежливый, практичный, добрый, сильный, умный, принципиальный, веселый, гуманный, целеустремленный, здоровый, великодушный, красивый, мужественный и т.д.;

- «цветограмма» (раскрашивание дней недели, часов дня . соответственно настроению, душевному состоянию человека), позволяет воспитателю, классному руководителю не только знать, но и корректировать с помощью определенных воспитательных воздействий эмоциональное состояние своих воспитанников;

- «метод обобщения независимых характеристик» позволяет «высветить» разносторонние «грани» личности воспитанников, когда их характеризуют разные люди — родители, сверстники (активисты, друзья, любящие и неуважающие их одноклассники), учителя, просто знакомые люди. С использованием этого метода нередко происходит как бы «акт открытия человека». Недаром еще Лихтенберг высказал интересную мысль: «Постоянно оказывается, что так называемые «дурные люди» от более основательного их изучения выигрывают, а «хорошие» — теряют»;

- «социометрическое изучение межличностных отношений в классном коллективе» позволяет классному руководителю, периодически повторяя его (как минимум два раза в год), узнать многое о классе в целом и о каждом ученике: кто из учащихся лидер, «звезда», предпочитаемые, принятые, изолированные («изгои»); кто кого предпочитает в свободном выборе; каковы отношения между девочками и мальчиками; каковы у кого выборы вне классного коллектива; какие группировки в классе и каковы их взаимоотношения; сколь сплоченным является коллектив; каков его воспитательный потенциал (в зависимости от того, кто в лидерах и предпочитаемых); как лучше строить в классе отношения «ответственной зависимости»; как распределять ответственность за определенные поручения; как комплектовать группы для выполнения определенных классных дел; как организовать группы взаимопомощи; как рациональнее рассадить учащихся в классе для учебной работы. И многие-многие другие вопросы. Возможно использование специальных психологических, педагогических, нравственных игр для изучения и воспитания учащихся. Например, нравственное «буриме», «дружеские объявления» («Я . ищу друга, который был бы .»), игра «Я подарю тебе . потому что .» (по цепочке проходят все учащиеся класса) и др.

Страницы: 1 2 

Читайте также:

Популярное

Семья и ребенок

Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...

Стресс и его последствия

Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...

Меню сайта