У одноклассников «белой вороны» создается масса мифических домыслов и вымыслов. Их распространяют ученики, входящие в лидерскую группу. Все домыслы рождаются из-за невозможности лидера и интерпретатора объяснить поведение одноклассника. Но признать неудачу или свою ограниченность лидер не может. И «белая ворона» становится изгоем.
Изгой-антагонист олицетворяет крайнюю степень изгойства. Такое изгойство основано на взаимном неприятии ученика и класса в целом. Нередко в антагонистическую степень изгойства срываются максимально эгоистичные ученики, которые склонны обвинять всех вокруг, а не искать недостатки в себе.
Причинами антагонистического изгойства служат изъяны семейного воспитания. Осознавая свое неприятие со стороны одноклассников, изгой-антагонист не находит ничего лучше, как платить той же монетой. Он обосновывает свои действия недостатками, наблюдаемыми в классе. Изгой-антагонист выстраивает свое поведение по принципу – в чужом глазу соринку вижу, а в своем и бревна не замечаю.
Е.Э.Смирнова пишет: «неприятие детским коллективом, потеря или отсутствие друзей, статус отверженного («белая ворона», «козел отпущения», «изгой») окрашивает опыт взаимоотношения с людьми в неизменно мрачные тона». Все это увеличивает тревожность, нейротизм и даже озлобленность подростков, что, в свою очередь, является «благодатной» почвой для возникновения конфликтных ситуаций в классе [цит. по 11, с.376].
Кроме явных лидеров и аутсайдеров, подростковые сообщества включают в себя среднестатусных членов, обычно составляющих большинство. Система ценностей и обычаи референтной группы в значительной степени формируются этой категорией; даже лидеры группы часто вынуждены адаптироваться к их образу мышления. Особенностью данного статуса является его неустойчивость. Он характеризуется затруднённым продвижением вверх по внутригрупповой статусной лестнице и облегчённой мобильностью движения вниз по статусной лестнице. Основные усилия среднестатусных подростков сосредоточены на том, чтобы удерживаться «на плаву», не скатится в аутсайдеры и, по возможности, продвинутся вверх, войти и закрепиться среди неформальных лидеров сообществ. Нельзя не отметить, что именно эта категория учащихся наиболее многочисленна. М.Ю.Кондратьев пишет: «Более того, в ряде случаев направленная активность именно среднестатусных подростков оказывает решающее влияние не только на характер внутригрупповых межличностных отношений, но и на особенности взаимосвязи юного сообщества в целом с широким социумом» [цит. по 24, с.152].
Критерии, определяющие социометрический статус старшеклассника в его классном коллективе, сложны и многообразны.
По данным Я.Л.Коломинского, на первом месте здесь стоит влияние на сверстников (значение этого качества с возрастом неуклонно увеличивается) и, как у младших подростков, физическая сила; на втором месте – нравственные качества, которые непосредственно проявляются в общении, и общественная работа; дальше идут интеллектуальные качества и хорошая учеба, трудолюбие и навыки труда, внешняя привлекательность; на последнем месте стоит стремление командовать [цит. по 8, с. 23].
По данным Б.Н.Волкова, старшие подростки выше всего ценят качества личности, проявляющиеся в общении, взаимодействии с товарищами (честность, готовность помочь в трудные минуты жизни), на втором месте стоят волевые качества личности, на третьем – интеллектуальные достоинства [цит. по 8, с.24].
В исследовании А.Н.Лутошкина дается иная последовательность предпочтений: интеллектуальные качества, отношение к людям (доброта, отзывчивость), моральные качества, волевые качества, деловые качества, внешние данные (внешняя привлекательность, умение следить за собой и т.д.) [цит. по 8, с.24].
Читайте также:
Психологические особенности подростка
Подросток - это развивающая личность, ищущая ответы на жизненно-необходимые для него вопросы: "Кто я?", "Зачем я?", "Для кого я?" и "Каков я?". В подростковом возрасте индивид выходит на качественно ...
Генезис научных и социальных подходов к проблеме семьи ребенка-инвалида
Проблемы семьи, имеющей ребенка с отклонениями в развитии, проявляются в различных сферах ее жизни. В истории развития человечества взаимоотношения семьи и общества прошли путь от диктата социума, предписывающего избавляться от неполноцен ...
Психология проведения обыска
В отличие от осмотра места происшествия поисковая следователя во время обыска осуществляется чаще всего в условиях непосредственного контакта с лицами, не заинтересованными в том, чтобы искомые предметы были найдены, в остановке открытого ...
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...
Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...