По поводу последнего утверждения заметим, что культурой человечества выработана особая форма передачи социально значимой информации, т.е. той, которая служит достижению взаимодействия и взаимопонимания в процессе общения. Существующая в виде правил, предписаний, кодов, символов, представляющих собой язык общения, она закреплена в исторически сложившейся форме общения - этикете. Он несет в себе кодированную информацию о способах и приемах коммуникации, особенностях выбора средств коммуникации, способствующих эффективному общению. В этой связи справедливо замечено Ю.М. Лотманом, что "весь материал истории культуры может рассматриваться с точки зрения определенной содержательной информации и с точки зрения социальных кодов, которые позволяют эту информацию выражать в определенных знаках и делать достоянием тех или иных человеческих коллективов" [138].
Таким образом, термин "коммуникация" может быть применен при описании тех форм общения, где коммуникативная функция общения выступает на передний план. С этой точки зрения понятия "культура общения" и "коммуникативная культура" соотносятся как общее и частное. Поскольку ни одна из функций общения, в том числе и коммуникативная, не могут осуществляться в чистом изолированном виде, мы можем говорить только о том, какая из них в данном случае имеет наибольшее значение. "Коммуникативная культура", как более узкое понятие, несет в себе признаки общего родового понятия - "культура общения".
Педагогическая наука в настоящее время активно использует знания по общей психологии, социологии и социальной психологии о сущности и природе общения, способах и формах функционирования в различных группах, особенностях и роли общения в развитии личности, ее социализации. Однако в педагогике недостаточно исследован культурно-исторический аспект проблемы, вне поля зрения исследователей остается вопрос о культурной природе общения, оказывающего влияние на формирование и развитие личности.
Культура общения в педагогике рассматривается в прикладном, профессиональном аспекте. Отмечая, что коммуникативная деятельность является основным видом деятельности педагога, а общение - сферой, в которой протекает процесс образования и воспитания личности, исследователями делается попытка выделить профессиональную культуру педагогического общения. Её определяют как профессионально значимое качество личности учителя. Это эвристическая, личностная форма реализации педагогического отношения, направленная на оптимально полное и правильное решение задач, выдвигаемых перед преподавателем обществом по воспитанию и обучения подрастающего поколения.
С другой стороны, выделение качественной характеристики профессионального педагогического общения позволяет рассматривать профессиональную культуру общения преподавателя как социально значимый показатель его способностей, умений осуществлять свои взаимоотношения с другими людьми, способность и умение воспринимать, понимать, усваивать, передавать содержание мыслей, чувств, стремлений в процессе решения поставленных педагогической деятельностью конкретных задач обучения и воспитания.
Психолого-педагогические исследования (А.А. Бодалев, В.А. Кан-Калик, А.А. Леонтьев, А.В. Мудрик и др.) [24, 25, 26, 96, 126, 151] выявили многообразие вступления людей в коммуникацию. Это может быть избыток или недостаток информации, необходимость получить или передать какую-либо информацию, общность интересов, взглядов, убеждений и стремление сформировать у других людей аналогичные взгляды и убеждения и др. В профессионально-педагогической деятельности преподавателя мотивы коммуникации являются, по мнению Д.И. Балдынюка, целями учебно-воспитательной работы, представлены уровнем интеллектуальной готовности и предрасположенности к совместной работе со студентами и коллегами [87].
На наш взгляд, наиболее полным и содержательным является определение, данное в работе, которое рассматривает культуру педагогического общения как систему и предлагает определить ее как "органическую и существенную сторону общей культуры педагога, представляющую собой результат становления и реализации ее сущностных сил (коммуникативных потребностей и способностей); формирование культуры общения педагога следует рассматривать как освоение им ценностей, средств, механизмов деятельности общения, аккумулированных в историческом опыте человечества и творческое их применение, ориентированное на оптимизацию учебно-воспитательного процесса и гармонизацию самой личности воспитателя" [14].
Читайте также:
Процесс формирования личности подростка и особенности его развития
Процесс восхождения от индивида через индивидуальность к личности можно, в какой то мере, рассматривать и как процесс социализации (влияния общества) с одной стороны и как процесс самосовершенствования человека изнутри, с другой.
Социали ...
Отечественный опыт профориентации
Теперь рассмотрим основные этапы развития профориентации в России с конца XIX в.
«Первая служба по «приисканию» работы в России появилась в 1897г. (но только в годы Первой мировой войны подобные службы приобрели государственный статус)» ...
Субъективное восприятие экономики. Экономическое благополучие
Ощущение экономического благополучия связано с понятием субъективного благополучия.
Субъективное благополучие – понятие, выражающее собственное отношение человека к своей личности, жизни и процессам, имеющим важное значение для личности ...
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...
Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...