Искусство общения как основа коммуникативной культуры

Информация » Процесс развития коммуникативной культуры студентов, обучающихся в современном вузе » Искусство общения как основа коммуникативной культуры

Страница 6

Таким образом, предварительный анализ конфликтной ситуации, обдуманное поведение во время переговоров с учетом индивидуально-психологических особенностей собеседников является одним из важных средств разрешения постоянно возникающих противоречий и совершенствования социально-психологических отношений в трудовом коллективе. По мнению английских управленцев М. Вудкока и Д. Френсиса [54], эффективное разрешение конфликтов связано с умением руководителей убеждать людей, находить единственно верные аргументы, строго соблюдать единство слова и дела.

Руководитель и члены коллектива в целом должны чувствовать, как следует передать информацию, если ее смысл и без того сильно воздействует на эмоциональную сферу человека, то есть воспитанные люди должны обладать рефлексией, искусством педагогического общения [123].

Характер конфликтов и эффективность их разрешения во многом зависит от знания закономерностей внутригрупповой дифференциации в учебном коллективе. В организации любого коллектива важным элементом выступают те многообразные связи, в которые вступают люди в процессе совместной учебной деятельности.

Искусство общения, как и всякое искусство вообще, сопряжено с эмоциями, чувствами, переживаниями. Но в ситуации критики эти особенности общения проявляются особенно остро. Для любого педагогического работника полезно знать, что опыт руководящей работы, наряду с положительными сторонами, таит в себе опасность формирования жестких управленческих стереотипов, мешающих восприятию и приятию новых методов и стиля руководства. Установки и стереотипы во многом определяют характер общения человека, его реакцию на возникающие конкретные ситуации. "Под воздействием процесса социализации у человека формируются общие нравственно-эстетические требования и образуются воплощающие эти требования конкретные эталоны, пользуясь которыми он дает оценку окружающим людям" [31].

Великие русские писатели Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, М. Горький разделяли эти мнения. А.С. Макаренко говорил, что если мы не видим в человеке ничего положительного, то мы должны сами проектировать положительное и в соответствии с этим проектом вести человека, воспитывать его. А.С. Макаренко не отрицал значения негативной оценки, он предупреждал об умелом ее использовании для формирования новой личности [144].

В нашем исследовании выявилось, что несправедливость вызывает отрицательное отношение не только со стороны непосредственных участников, но и всего коллектива. Нельзя проходить мимо случаев, заслуживающих порицания. Но строгий разговор нужно вести, как правило, наедине. И только при повторных проявлениях отрицательных действий следует прибегнуть к публичному осуждению как наиболее сильному средству воспитательного воздействия на личность.

В новых условиях, для нахождения истины педагогическим работникам приходится часто общаться в форме полемики и дискуссий, что требует от собеседников знаний и соблюдения определенных этических правил.

Полемика и дискуссия - сходные виды коммуникации. Если полемика - это острый спор, столкновение мнений, то дискуссия также связана с публичным обсуждением спорных вопросов, хотя и в менее острой форме. Поэтому остановимся только на социально-психологических особенностях полемики.

Полемика - это активный способ закрепления и углубления знаний, развития творческого мышления, умение вести спор. В то же время полемика - эффективный метод убеждения, когда участники полемики как бы самостоятельно приходят к тому, или иному выводу. Полемика может планироваться по заранее определенным вопросам, но может возникать и при разногласиях в беседе, при обсуждении доклада, проведении круглого стола и других форм общения.

Какова же главная цель полемики? Цель только одна: найти в споре истину или приблизиться к ней. Но спор сам по себе, как известно, далеко не всегда рождает истину. Продуктивность полемики зависит, прежде всего, от эрудиции участников, уровня их подготовленности по проблеме спора. Если же оппоненты стоят на ошибочных и тем более антинаучных позициях, то от такого спора вряд ли стоит ожидать доброжелательного результата. Иногда истина сложна и трудно уловима. Поэтому разовая полемика может и не дать конкретного результата.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Читайте также:

Этапы общения
В процедуре общения выделяют следующие этапы: А) Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми. Б) Ориентировка в целях общения, ...

Индивидуально-психологические особенности
К. Леонгард в работе «Акцентуированные личности» рассмотрел и обосновал возможность существования акцентуаций характера, т.е. отклонений от средней психической нормы, в значительной мере связанных с типом, свойствами нервной системы, кото ...

Профилактика Интернет-зависимости
Несмотря на то, что данное расстройство не включено в официальную классификацию заболеваний DSM-IV (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders - Справочник по диагностике и статистике психических расстройств) Всемирная организа ...

Популярное

Семья и ребенок

Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...

Стресс и его последствия

Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...

Меню сайта