Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его. Установлено, например, что лучше непроизвольно запоминается материал, который является объектом внимания и сознания, выступает в качестве цели, а не средства осуществления деятельности. Непроизвольно лучше запоминается также материал, с которым связана интересная и сложная умственная работа и который для человека имеет большое значение. Показано, что в том случае, когда с запоминаемым материалом проводится значительная работа по его осмыслению, преобразованию, классификации, установлению в нем определенных внутренних (структура) и внешних (ассоциации) связей, непроизвольно он может запомнить лучше, чем произвольно. Это особенно характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста [8].
Итак, существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них – деление памяти по времени сохранения материала, другое – по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах памяти.
По характеру участия воли различают непроизвольную и произвольную память. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности - двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую.
Читайте также:
Психологические особенности развития синдрома эмоционального «выгорания» в
профессиональной деятельности педагога
Психология здоровья как новое научное направление в нашей стране связано с началом 90-х годов XX века. Тема профессионального здоровья относится к числу первоочередных в общем перечне научных задач, поставленных перед психологией здоровья ...
Функциональное понимание аффективных явлений
эмоция чувство аффективный
Эмоция способна придать значимость породившей ее ситуации. Это положение нуждается в уточнении. В самом деле, если эмоция является расстройством поведения, плохо адаптированным актом, каким же образом она может ...
Виды внимания
Природное внимание дано человеку с самого рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элемент информационной новизны.
Социально-обусловленное внимание скла ...
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...
Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...