Основные течения социальной психологии

Информация » Основные течения социальной психологии

Страница 4

С 70-х гг. XX в. другая социальная психология, отличная от традиционных экспериментальных образцов, тяготеющих к естественнонаучному подходу, начинала произрастать и на собственно американской, и на европейской почве. Наиболее значительный вклад в ее развитие внесли европейские психологи Г. Тэджфел, Р. Харре, С. Московичи, Дж. Тернер и другие.

Состояние социальной психологии в Европе конца 50-х - начала 60-х гг. хорошо отражает следующее высказывание из книги П. Шихирева: "Трудно сказать, как развивалась бы западная социальная психология, если бы не было второй мировой войны. Очевидно одно - западноевропейцам не пришлось бы 25 лет догонять США, учиться по американским учебникам и копировать американские методы исследования. В течение длительного времени США были для Западной Европы той Меккой, без паломничества в которую ученый значительно терял в авторитете. В 1963 г.Ж. Стетцель в первом (!) французском учебнике по социальной психологии писал:

"Современная социальная психология в ее нынешнем виде как по ближайшему прошлому, так и по сути своего развития вплоть до наших дней - почти исключительно американская наука" (132, с.184).

С начала 70-х гг. в европейской социальной психологии начинают развиваться сначала критические, а затем и собственные содержательные течения и направления. Основной пафос критики, направленной в адрес американской социальной психологии по многим важным направлениям, одновременно явился и программным. Представители функционализма изучали людей и социальные группы с точки зрения их приспособления к требованиям общественной среды. Исследовались феномены независимости, самоподдержания, развития, стабилизации и распада социальных систем. Главной социально-психологической проблемой данной школы стало выявление наиболее оптимальных условий социальной адаптации субъектов общественной жизни.

Именно в рамках функционализма впервые появилось большое количество исследований, ориентированных на практический результат. Представители данного течения фиксировали внимание не на внутренних психических процессах человека, а на их функциях, имеющих значение как при межличностном, так и при межгрупповом взаимодействии в условиях конкретной социальной системы. Они ввели новые методы исследования личности и группы - тесты, опросники, интервью, которые получили широкое применение в более позднее время. Кроме того, именно функционализм способствовал формированию таких актуальных направлений психологических исследований, как развитие ребенка и взрослого человека, психология индивидуальных различий, психология бизнеса, рекламы и т.п.

Бихевиоризм имеет в своей основе экспериментальное изучение животных. Его родоначальники - Э. Торндайк (1874-1949) и Дж. Уотсон (1878-1958) - предложили отказаться от непосредственного изучения сознания, а вместо этого исследовать человеческое поведение по схеме "стимул - реакция". По мнению бихевиористов, манипулируя внешними раздражителями, можно довести до автоматизма любые нужные формы социального поведения, игнорируя врожденные задатки человека и его неповторимый жизненный опыт. Закономерности поведения выводились, таким образом, из закономерностей внешнего стимулирования. Необихевиоризм, представителями которого являются Б. Скиннер, Н. Доллард, Дж. Хоманс и др., сохранил свои позиции в последующие десятилетия. Особый интерес в социально-психологическом необихевиоризме представляет теория социального обмена Дж. Хоманса (1910-1989). Хоманс выдвигает пять взаимосвязанных постулатов, объясняющих социальное поведение:

1) Постулат успеха: все действия человека подчинены основному правилу - чем чаще они одобряются, тем вероятнее их воспроизведение.

2) Постулат стимула: если стимул (или их совокупность) вызвал действие, которое оказалось успешным, то в случае повторения этого стимула человек будет стремиться воспроизвести ту же реакцию.

3) Постулат ценности: чем более ценным представляется человеку результат его действия, тем с большей вероятностью он будет к нему стремиться.4) Постулат насыщения - голодания: чем регулярнее вознаграждается поступок человека, тем менее ценится каждое последующее вознаграждение.5) Постулат агрессии - одобрения: если действие не вызывает ожидаемого вознаграждения, то действующий субъект будет демонстрировать агрессивное поведение. И, наоборот, при получении предполагаемого одобрения или отсутствии ожидаемого наказания он, вероятно, воспроизведет одобряемое поведение, поскольку оно будет для него наиболее ценным.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Читайте также:

Генезис отношения к пожилым людям в обществе
Социальные проблемы старения возникли вместе с развитием общества. Они выражались в том, какую позицию занимало общество по отношению к стареющим и старым людям, и какое фактическое место они занимали среди других возрастных групп, какие ...

Классификация и клинические проявления нарушения привязанности
Расстройства привязанности характеризуются отсутствием или искажением нормальных связей между ребенком и тем, кто за ним ухаживает. Особенностями развития таких детей является замедление или неправильное развитие эмоционально-волевой сфер ...

Процесс формирования личности подростка и особенности его развития
Процесс восхождения от индивида через индивидуальность к личности можно, в какой то мере, рассматривать и как процесс социализации (влияния общества) с одной стороны и как процесс самосовершенствования человека изнутри, с другой. Социали ...

Популярное

Семья и ребенок

Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...

Стресс и его последствия

Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...

Меню сайта