Изучение семьи как необходимого условия гармонизации характера подростков

Информация » Влияние стилей семейного воспитания на формирование дисгармонизаций характера подростков » Изучение семьи как необходимого условия гармонизации характера подростков

Страница 3

+ - чрезмерная выраженность соответствующей черты воспитания;

- - недостаточная выраженность;

+- - при данном типе воспитания возможны как чрезмерность данной черты, так и недостаточность или просто выраженность.

Устойчивые сочетания различных черт воспитания представляют собой тип целенаправленного воспитания.

Классификация типов нарушений семейного воспитания выглядит следующим образом.

Потворствующая гиперпротекция (сочетание черт, отраженных в шкалах Г+, У+ - при Т-, З-, С-). Подросток находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Этот тип воспитания способствует развитию демонстративных (истероидных) и гипертимных черт характера у подростков.

Доминирующая гиперпротекция (Г+, У+-, Т+-, З+-, С+-). Подросток также в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, лишая самостоятельности, ставя многочисленные запреты и ограничения. Такое воспитание усиливает реакцию эмансипации и обуславливает острые аффектные реакции экстрапунитивного типа. При тревожно-мнительном (психастеническом), сенситивном, астено-невротическом типах отклонений характера доминирующая гиперпротекция усиливает астенические черты.

Эмоциональное отвержение (Г+-, У-, С+). В крайнем варианте это воспитание по типу «Золушки». Формирует и усиливает черты инертно-импульсивной (эпилептоидной) акцентуации характера и эпилепсидной психопатии, ведет к декомпенсации и формированию невротических расстройств у подростков с эмоционально-лабильной, сенситивной, астено-невротической акцентуациями характера.

Повышенная моральная ответственность (Г-, У-, Т+). Это тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к подростку с недостатком внимания к нему со стороны родителей, меньшей заботой о нем.

Гипопротекция (гипоопека) (Г-, У-, Т-, З-). Подросток предоставлен себе, родители не интересуются им, не контролируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного, неустойчивого, комфортного.

Довольно часто родители склонны решать личностные проблемы за счет ребенка. Это может выражаться в следующем:

- расширение сферы родительских чувств (шкала РРЧ);

- предпочтение в подростке детских качеств (шкала ПДК);

- воспитательная неуверенность родителя (шкала ВН);

- фобия утраты ребенка (шкала ФУ);

- неразвитость родительских чувств (шкала НРЧ);

- сдвиг в установке родителей по отношению к полу ребенка (шала ПЖК и шкала ПМК);

- проекция на подростка собственных не желаемых качеств (шкала ПНК);

- вынесение конфликта между супругами в сфере воспитания (шкала ВК).

Однако. Данные методики не свободны от мотивационных искажений. Требуют дополнительной проверки на надежность полученных результатов. Применение данных методик в работе с учащимися школы и при работе с учителями было достаточно диагностичным и конструктивным для последующей коррекционной работы.

Страницы: 1 2 3 

Читайте также:

Различение эмоции и чувства
Термины "эмоция" и "чувство" до сих пор употребляются с большой неопределенностью и путаницей, что соответствует неопределенности и разнообразию мнений об основах, условиях возникновения и функциях тех процессов, к кот ...

Понятие интегрированного обучения и его виды
Интегрированное обучение вызвано в первую очередь необходимостью преодоления изолированности существующей системы специального образования [2]. Интеграция – длительный и сложный процесс, в котором важную роль играют и учащиеся с полными ...

Любить ребенка
Когда человек радуется радостью другого, страдает страданием другого, когда он стремится доставить радость другому или уменьшить его страдание - вот это чувство мы и называем любовью. Для матери радость и благополучие ребенка - источник в ...

Популярное

Семья и ребенок

Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...

Стресс и его последствия

Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...

Меню сайта