Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информации между общающимися индивидами. Интерактивная – это взаимодействие между индивидами то есть обмен не только знаниями, идеями, но и действиями. Перпецетивная – это процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению.
В общении выделяются три функции: информационно - коммуникативная; регуляционно - коммуникативная; аффективно-коммуникативная.
В процедуре общения выделяют следующие этапы:
Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника). Ориентировка в целях общения, в ситуации общения, в личности собеседника. Планирование содержание всего общения человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника контроль эффективности общения на основе установления обратной связи. Корректировка направления, стиля, методов общения.
Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется не эффективным. Эти умения называют "социальным интеллектом" или "коммуникабельностью". [7 с. 631 – 633 ] Рассмотрим общение в первичной и вторичной группах.
Первичная группа состоит из небольшого числа людей между которыми устанавливаются взаимоотношения, основанные на их индивидуальных особенностях.
Первичные группы не велики, ибо в противном случае трудно установить непосредственные, личные взаимосвязи между всеми членами.
Чарлз Кули впервые ввел понятие первичной группы применительно к семье, между членами которой складываются устойчивые эмоциональные отношения. Таким образом, влюбленные, группы друзей, члены клуба, они ходят друг другу в гости, и являют собой первичные группы.
Вторичная группа образуется из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенной цели. В этих группах основное значение придается не личностным качествам, а именно выполнять определенные функции. Личностные качества играют важную роль, ни одного нельзя заменить кем-то другим. Между ними не устанавливаются эмоциональные отношения, характерные для друзей и членов семьи. [ 6. с. 148 - 149]
Читайте также:
Представление о маскулинности и фемининности и индивидуальность в различных подходах
В дифференциальной психологии маскулинность и фемининность - это специфические научные конструкты, связанные с конкретными психодиагностическими тестами. Некоторые черты, приписываемые маскулинности и фемининности, являются транскультурны ...
Психологические особенности компьютерных игр: новый контекст детской
субкультуры
Наше время характерно стремительным развитием информационных и компьютерных технологий, которые существенно перестраивают практику повседневной жизни. Сегодня ребенок живет уже в мире отличном от того, в котором выросли его родители. Эти ...
Ребенок с шизофренией
Пребывание в семье психически больного ребенка и то, как сама атмосфера в семье может провоцировать или вызывать психические расстройства. Многие участники конференции активно ставили вопрос о так называемых шизофрено-генных семьях, в кот ...
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...
Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...