Факторы, способствующие дисгармонизации характера подростков

Информация » Влияние стилей семейного воспитания на формирование дисгармонизаций характера подростков » Факторы, способствующие дисгармонизации характера подростков

Страница 2

Гиперпротекция особенно неблагоприятна при акцентуациях по неустойчивому и комфортному типам. Именно такие подростки быстрее других оказываются в асоциальных компаниях и легко заимствуют праздный, полный поисков увеселений образ жизни. Однако она может оказаться пагубной и при гипертимной, и при эпилептоидной, и при лабильной и даже при шизоидной акцентуациях, обуславливая наслоения на них черт неустойчивого типа.

Для подростка неустойчивого типа опасность отсутствия надзора, постоянного твердого руководства, даже принуждения к занятиям, учебе, труду не вызывает сомнений. Предоставленные себе они с первых классов школы начинают прогуливать уроки, все дни проводить на улице, быстро оказываются в асоциальных компаниях, и весь дальнейший путь психопатического развития по неустойчивому типу с делинквентностью, алкоголизацией, побегами из дому и т. п. Осуществляется довольно быстро. Задержать это развитие может лишь обстановка строгого трудового и дисциплинарного режима.

Потворствующая гиперпротекция рано или поздно создает для подростка кризисную ситуацию. С одной стороны, с детства утверждаются желания всегда быть на виду, лидировать среди сверстников, откуда неизбежными становятся непомерно высокий уровень притязаний, жажда престижного положения. С другой стороны, потворствующая гиперпротекция мешает выработке навыков систематического труда, упорства в достижении цели, умение постоять за себя и за свои интересы, осуществить лидерские функции, подчинить себе, руководить другими[9, С.152-157].

Доминирующая гиперпротекция у агрессивного подростка еще в младшем или среднем школьном подростковом возрасте приводит к резкому усилению реакции эмансипации. Родители реагируют на эмансипационные устремления опекаемого ребенка адекватным, с их точки зрения, способом – еще жестче требуют послушания, строже наказывают, еще более усиливают контроль, стараются изолировать от сверстников. В результате создается прочный круг – подросток все более проявляет непослушание, родители все сильнее стремятся его подчинить своему руководству. Подростки рвут все родительские запреты и устремляются туда где, с их точки зрения, «все можно», т.е. в асоциальную уличную компанию. Здесь сказывается подростковая реакция группирования. Алкоголизация и знакомство с другими средствами значительно подталкивают психопатические развитие агрессивных подростков [19, С.75-79].

Воспитание в атмосфере культа болезни, а именно преувеличенные заботы о здоровье, возведение в культ режима и лечения имеющихся заболеваний по сути дела являются одной из форм доминирующей гиперпротекции. В итоге такое воспитание способствует инфантилизации, эюстической фиксации на заботах о собственном здоровье, развитию своего рода рентных установок с завышенными притязаниями. На любые трудности становится ведущим истерический способ реагирования с ипохондрическим внешним проявлением.

Семьи агрессивных подростков имеют свои особенности, присущие только им. Анализ особенностей семей агрессивных подростков проводился на основе исследования влияния семейного воспитания и семейных отношений на агрессивное поведение подростков, сделанного А. Бандурой [2, С. 125-136].

Страницы: 1 2 3

Читайте также:

Механизмы формирования нравственных качеств младших школьников
Механизмы нравственного воспитания — это пути и способы реализации задач нравственного воспитания. Механизмы нравственного воспитания определяются его целью, содержанием, а также возрастными возможностями детей. Механизмы формирования нр ...

Социально-психологическое содержание понятия «гендер»
Как пишет Р. Унгер: «Определение пола обычно включает в себя черты, непосредственно обусловленные биологическим полом, тогда как гендер подразумевает те аспекты мужского и женского, причины, возникновения которых еще не известны. Проблема ...

Особенности воображения у детей с ОНР
Путь развития воображения можно представить как движение от конкретно-наглядного образа к понятию и через него к новому воображаемому образу. Уровень развития фантазии теснейшим образом связан с уровнем мышления и речи, которая обобщает п ...

Популярное

Семья и ребенок

Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...

Стресс и его последствия

Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...

Меню сайта