Семья – это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственности, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения [10, С.13].
Семья – малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении и связанная общностью быта, отношениями взаимопомощи и взаимной ответственностью.
Интегральный показатель функционирования семьи, который отражает качественную сторону социально-психологических процессов семьи, показатель социальной активности ее членов во внутрисемейных отношениях, в социальной среде и профессиональной сфере, а также состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную жизненным условиям регуляцию поведения всех ее членов – психологическое здоровье семьи.
Этот показатель разделяет все семьи на два основных типа:
1) благополучные семьи. Их проблемы, как правило, вызваны как внутренними противоречиями, так и конфликтами, которые связаны с изменяющимися условиями жизнидеятельности в социуме, соответственно:
1. с чрезмерным стремлением защитить друг друга, помочь другим членам семьи;
2. с тем, что собственные представления о семье не соответствуют тем требованиям, которые предъявляет к ней социум на данном этапе развития;
2) неблагополучные семьи. Психологические проблемы возникают из-за неудовлетворительных потребностей одного или нескольких членов семьи под воздействием сверхсильных внутрисемейных и общественно-социальных жизненных факторов. В неблагополучных семьях у родителей зачастую появляются различные психогенные отклонения: проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, жесткость и эмоциональное отвержение, неразвитость родительских чувств и т.д.
Неблагополучные семьи разделяют на:
- конфликтные семьи. Во взаимоотношениях супругов и детей есть сферы, в которых интересы, потребности, намерения и желания членов семьи приходят в столкновения, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоции и состояния. Брак может сохраняться длительное время благодаря взаимным уступкам и компромиссам, а также другим факторам.
- кризисные семьи. Противостояния интересов и потребностей членов семьи носит особо резкий характер и захватывает разные сферы жизнидеятельности семейного союза. Члены семьи занимают непримиримые и даже враждебные позиции по отношения друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки или компромиссные решения. Кризисные браки распадаются или находятся на гране распада.
- проблемные семьи. Для них характерно появление особо трудных ситуаций, способных привести к распаду брака [10 С.16-18].
Таким образом, как институированное образование, семья обладает комплексом социальных функций и ролей, ради которых общество создает, поддерживает и охраняет этот социальный институт. И, как правило, в неблагополучных семьях проявляются подростки с дисгармонизациями характера.
Читайте также:
Факторы, способствующие дисгармонизации характера подростков
подросток семья воспитание характер
Огромное значение в плане дисгармонизации характера подростков в семье и вне ее, а также характера взаимоотношений с окружающими в зрелые годы оказывают следующие факторы семейного воспитания:
- реакц ...
Отношение Фрейда с Карлом Г. Юнгом
Как и во всех других отношениях здесь обнаруживается та же динамика: великие надежды, огромный энтузиазм и разрыв. Здесь также прослеживается зависимость, но зависимость, где доминирующая личность зависит от тех, кто от неё зависим. Юнг а ...
Производственные психические состояния
Эти психические состояния возникают в процессе трудовой деятельности, классифицируются по следующим группам:
a) Относительно устойчивые и длительные по времени состояния. Они определяют отношение человека к данному конкретному производст ...