Роль педагога в развитии самооценки младшего школьника

Информация » Формирование адекватной самооценки младшего школьника » Роль педагога в развитии самооценки младшего школьника

Страница 2

Объём и сложность этой информации всё больше и больше превышают те способы и приёмы, которые учащимся даются для её усвоения. Трудности, которые они испытывают вследствие невладения рациональными способами усвоения снижают их интерес к учебному предмету и субъективно переживаются ими как «недоработки», «недоделки», связанные с собственной неорганизованностью.

Младшие школьники, по мнению Б.С. Волкова, склонный считать, что они могут хорошо учиться, но не очень этого хотят, что у них есть для этого все интеллектуальные возможности, но не хватает общественных, характеристических, волевых качеств.[10;72]

Соотнесение собственной оценки своей учебной деятельности с оценкой, которую эта деятельность получает у других, умение учитывать точку зрения окружающих, возникновение этого двустороннего подхода – существенная веха на пути формирования у учащихся критической самооценки достигнутых результатов учебной деятельности. Важна не только адекватная оценка учителем самого по себе объективного результата учебной деятельности, но и учёт того, что усматривает и ценит в этом результате сам учащийся.[30;59]

Необходимость сформировать у детей младшего школьного возраста контроль и самооценку не вызывает никаких сомнений. Необходимо довести до сознания младшего школьника то, что, повторяя урок самому себе, товарищам, родителям, можно убедиться, выучил ты его или нет, то есть показать контролирующую функцию повторения. Необходимо приучать ребёнка всё время, и в процессе работы, и по её окончании, сравнивать свою работу с каким-то образцом. В качестве образца для сравнения может выступать не только то, что демонстрировал учитель в классе, но и ответы лучших учеников.

Исследования Г. Рейчлинд показывают, что чем раньше поймёт младший школьник необходимость постоянного самоконтроля, тем лучше. Очень большую ошибку делают те родители, которые берут функцию контроля на себя и стремятся как можно дольше удержать её за собой. На первых порах подобная помощь бывает нужна маленькому школьнику, но оказывая её, взрослые должны всё время помнить, что главная цель заключается в том, чтобы всему этому постепенно научить самого ребёнка, а не подменять его как можно дольше, к чему часто стремятся родители. В подобной ситуации ребёнок не чувствует ответственности за плохо выполненное задание.[26;31]

Таким образом, помочь ребёнку c первых дней обучения овладеть контролем, показать, что это такое, как он осуществляется, и постепенно приучить его самого контролировать и оценивать свои действия – вот задача, которая встаёт перед педагогом. До сознания ребёнка необходимо довести, что само по себе первоначальное понимание ещё не обеспечивает уверенного ответа, когда его вызывают на уроке. Необходимо обратить особое внимание на то, чтобы у школьника постоянно складывались достаточно прочные, устойчивые и объективные критерии оценки самого себя и своих знаний.[5;61]

Первоначальная оценка ребёнком своих личностных качеств, поступков является простым отражением той оценки, которую дают этой деятельности и этим качествам воспитатели, учителя, родители. Поэтому эту стадию в развитии самооценки считают «предсамооценкой».

Процесс же формирования подлинной самооценки включает в себя, по мнению А.А. Аркушенко, два этапа:

- самооценка подвергается внешним действиям;

- в сферу самооценки включается его внутреннее состояние, личностные качества. [3;86]

Усвоение учащимися требований, которые должны удовлетворять их учебную деятельность, осуществляются опосредованно, через оценку результатов этой деятельности учителем.

Оценка знаний учащихся учителем способствует их продвижению, имеет обучающий, воспитывающий характер. Однако существует трудности у педагогов, пользующихся пятибалльной оценочной системой, оценки качества выполняемых учащимися учебных работ.[20;54]

Страницы: 1 2 3 4 5

Читайте также:

Психолого-педагогические методики нравственного воспитания подростков
В последнее время психолого-педагогические методики стали доступны, особенно с введением в школу психологической службы. И, педагог должен их осваивать, максимально приспосабливая к условиям реального воспитательного процесса: выбирая те ...

Современные методы профессиональной ориентации и психологической поддержки
Традиционно проблема профессиональной ориентации связана с формированием у подростков адекватных представлений о мире профессий, позволяющих осознанно выбирать и осваивать этот мир. Необходимым условием профориентанта в этой ситуации явля ...

Суть, цель, классификация и принципы педагогического сопровождения
Задача формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, определяет необходимость широкого использования в системе сопровождения с ...

Популярное

Семья и ребенок

Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...

Стресс и его последствия

Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...

Меню сайта